Перед тем как совершить покупку и установку тягово-сцепного устройства на легковой автомобиль, необходимо знать какие нагрузки вы планируете возложить в процессе эксплуатации и какой тип шара необходим, с точки зрения, как функционала тсу, так и внешнего вида транспортного средства.
Разберемся с таким понятием как ТСУ.
Тягово-сцепное устройство, в народе именуемый как «фаркоп» — это металлическая конструкция, состоящая как, правило из кронштейнов, балки и шара тсу, надежно закрепленное болтовым соединением с несущей конструкцией автомобиля, то есть лонжеронами либо рамой. В некоторых случаях конструктив фаркопа не предусматривает наличие несущей балки. Шар крепиться к специальному кронштейну, установленному на автомобиль.
Детали фаркопа изготавливается из листового металла, толщиной от 6 до 16мм, круглой, либо профильной трубы различного размера с толщиной стенки не менее 3-х мм. Самые распространенные модели — это труба 60х40 и 60х60 со стенкой 4-5мм. Крюк сцепного устройства изготавливается путем токарно-фрезерных работ либо литейным производством.
ТСУ так же делиться на два типа: разборная и не разборная конструкции.
В первом случае все узлы фаркопа крепятся болтовым соединением. Делается это для удобства монтажа сцепного устройства к автомобилю. Но это не означает что разборное сцепное менее надежно чем полностью сварное, при условии, что метизы имеют высокий класс прочности не ниже 8.8.
Шары фаркопов подразделяют на несколько видов: сварные, условно-съемные и быстросъемные.
К сварным относят жестко закрепленный к рампе фаркопа шар при помощи сварки.
К условно-съемным все шары, монтируемые при помощи болтового соединения.
Быстросъемным крюком фаркопа называют шаровый узел, который крепиться в приемнике, установленном на балке ТСУ за счет специального механизма либо пальца-эксцентрика. Болтовое соединение отсутствует.
Типы шаров ТСУ:
- Тип «А» - Условно съемный крюк, крепится к кронштейнам балки при помощи двух болтов М12.
- Тип «С» - Съемный полуавтомат, фиксируется в специальной посадочной втулке за счет пальца-эксцентрика.
- Тип «F» - Литой фланцевого (торцевого) типа, устанавливается на трапецеидальную площадку несущей балки фаркопа, либо на саму балку, через сквозные отверстия. Используются два болта М16.
- Тип «G» - Литой. Как и шар «F» имеет фланцевое крепление на трапецию балки. Рассчитан на максимальные нагрузки до 3500кг. Фиксируется на 4 болта М10.
- Тип «E» - Шаровый узел для квадратного приемника. В народе именуемый как «Американский квадрат». Имеет в конструкции профильную трубу квадратного сечения 32х32мм и 50х50мм. Крепится фиксирующим пальцем со шплинтом.
- Тип «D» - Литой, комбинированный шар фланцевого типа. Используется как для обычной сцепной головки, так и для прицепов оснащенными сцепной проушиной. Крепится по типу шара «F». Два болта М16.
- Тип «N» - Комбинированный шаровый узел. Так же, как и тип «D» подходит для сцепной головки и сцепной проушины. Крепиться к несущей балке фаркопа на 4 болта. До 3500кг.
- Тип «Н» - Сварной не съемный шар. Как правило применяется в производстве фаркопов для отечественных автомобилей с целью снижения конечной стоимости. Максимальные тяговые нагрузки 1200кг.
Все выше перечисленные виды шаров встречаются как на фаркопах иностранного производства, так и отечественных марок.
Также существуют различные быстросъемные шары сцепных устройств: «AK», «AV», «BMC». Используются только зарубежными производителями такими как Westfalia, Bosal, Imiola, Brink, Auto-Hak и т.д. Нагрузки до 3500кг.
Наши рекомендации по выбору фаркопа:
Поскольку каждый вид фаркопа и тип крюка сцепного устройства имеют свои характеристики и особенности, рекомендуем перед тем как приобрести ТСУ, внимательно изучить все предложения рынка по конкретной модели авто, чтобы сделать правильный выбор, так как разные производители предлагают различные варианты с разными техническими данными по одному и тому же автомобилю!